Исторический аспект и теоретические подходы в изучении психических состояний
Понятие напряженной спортивной деятельности
Формирование психических состояний в напряженной спортивной деятельности и их классификация

Исторический аспект и теоретические подходы в изучении психических состояний

Первое более-менее систематическое изучение психических состояний  (ПС), как замечает Немчин Т.А., начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Развитие философской категории "состояние" произошло в работах Канта и Гегеля.
Систематическое изучение ПС в психологии, пожалуй, началось с У. Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся «описанием и истолкованием состояний сознания». Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения и т.д.
Дальнейшее развитие категории ПС связано в основном с развитием отечественной психологии. Первой отечественной работой, посвященной ПС является статья О.А. Черниковой 1937 г. «Стартовая лихорадка», выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем ПС исследовали Пуни А.Ц., Егоров А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф., Крестовников А.Н. др.
Общепсихологическую разработку ПС получили, начиная со статьи Н.Д. Левитова 1955 г. Ему же принадлежит и первая монография по ПС. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Параллельно с психологией ПС затрагивались и смежные дисциплины. По этому поводу И.П. Павлов писал: «эти состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития». Кроме того видный отечественный физиолог считал, что единственным предметом для психологии и может быть только ПС. Дальнейшая разработка ПС в рамках физиологии связана с именем Купалова П.С., показавшего, что временные состояния формируются внешними воздействиями по механизму условного рефлекса. Кроме этого, как он и показал, можно образовывать условные рефлексы и на определенные состояния коры.
Установка в теории установки тоже рассматривается как ПС. Согласно концепции Д.Н. Узнадзе «установка как готовность к действию является состоянием именно личности в целом - целостно-личностным состоянием, а не каким-либо частным психическим процессом».
В.Н. Мясищев рассматривал ПС как один из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями.
В соответствии с принципом единства психического и биологического, а также требованиями объективной оценки ПС, дальнейшее исследование ПС проводилось в двух направлениях: исследование функционального состояния и эмоционального состояния, т.е. исследования тех состояний, в которых ярко выражен и поддается объективной диагностике (в первую очередь диагностике физиологических параметров) интенсивностный показатель (по. А.А. Генкину и В.И. Медведеву). Категория функционального состояния обязана привнесением в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина: «Функциональное состояние - психофизиологическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы» и «Множество состояний, определяющих заданный уровень функциональных возможностей, образует диагностическую единицу, обычно называемую функциональным состоянием». Хорошее определение состояния, данное Е.П. Ильиным, тоже базируется на понятии «функциональная система»: «состояние: - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата». Довольно расплывчатое понятие «эмоциональное состояние» обозначает обычно довольно долго длящуюся эмоцию. Довольно часто можно видеть как эмоции и эмоциональное состояние определяются одно из другого: «Длительность проявления, инертность эмоционального состояния - одно из характерных свойств эмоций».
Ряд авторов предлагает классификации состояний. Так, В.А. Ганзен предлагает деление состояний на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на практические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. Также он разделяет состояния по продолжительности на оперативные (сек.-мин.), текущие (час-день), длительные (нед.-мес.) и сверхдлительные (год и более). А.И.Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. А.А.Генкин и В.И.Медведев предложили делить состояния на интенсивные (для сравнения которых возможна единая шкала) и экстенсивные (такое сопоставление невозможно). Примерами интенсивных характеристик могут быть уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрешения-напряжения. Примерами экстенсивных характеристик состояния могут выступать соотношение активности коры и подкорки, модальные характеристики и т.д.
Одним из наиболее полных перечней причин возникновения состояний является перечень, предложенный юридическими психологами А.Д.Глоточкиным и В.Ф.Пирожковым:
1 Факты общественной жизни (макросоциальные факторы),
2 Конкретные факты жизни (микросоциальные факторы),
3 Личные особенности,
4 Взаимоотношения с семьей, коллективом,
5 Воздействие групповых настроений (индукция),
6 Здоровье,
7  Предыдущие состояния.

 

 Понятие напряженной спортивной деятельности

Прежде всего необходимо заметить, что понятие «деятельность» достаточно сложно и имеет ряд синонимов: «активность», «труд», «поведение», «тренировка». Данная неоднозначность понятий может прогрессировать, если не ис­пользовать понятие «актуальный отрезок деятельности», что должно конкретизировать предмет обсуждения.
Под деятельностью понимается такое взаимодействие человека со средой, при котором человек осуществляет сознательно поставленную цель. Еще более конкретно высказывается о деятельности А.Н. Леонтьев: «Человеческая дея­тельность отвечает его потребностям, она мотивирована и управляется психологическим отражением наличных объективных условий и представлением будущего, в частности – представлением о том результате, на достижение которого направлена, т. е. сознательной целью; она имеет; наконец, свою адекватную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность; словом это – деятельность утверждающего свою жизнь целостного субъекта».
Все многообразие человеческих деятельностей принято объединять в четыре основных вида: труд, общение, познание, рекреация (объединяющая в себе игру, искусство, спорт). Например, спортивная деятельность, являясь компонентом рекреации, тем не менее имеет выраженную отличительную особенность – спортивное соревнование, и специфический продукт – максимальный спортивный результат, который является максимальным для впервые показывающего этот результат не только рекордсмена мира, но и новичка. Это справедливо по отношению к любой напряженной профессиональной деятельности, в которой профессионал вынужден демонстрировать свой уровень профессионализма.
В напряженной спортивной деятельности объективными обстоятельствами, являются особенности конкретного вида спорта, этапы подготовки, уровень тренированности, степень одаренности спортсмена. Системно реагируя на них, спортсмен переживает различные психические состояния.
В напряженной спортивной деятельности можно выделить шесть актуальных отрезков: обучение навыку, совершенствование навыка, реакция, актуализация потребности в достижении, осознание результата реализации.
Каждый из них имеет свои специфические предметы, цели, задачи, средства и мотивы, которые возникают в начале отрезка и исчерпывают себя в конце, при достижении ожидаемого результата.
Предлагаемое нами понятие «актуальный отрезок» конкретизирует в предметно-временном плане такое существенное категориальное положение теории психических состояний, как ситуация жизнедеятельности в виде основной причины, вызывающей психическое состояние.
Предметом напряженной спортивной деятельности в целом являются навыки и умения, которые представляют собой действия, включающие в себя психологический план действия, энергетическое обеспечение действия, психомоторное воплощение и социальный результат. Однако каждый актуальный отрезок профессиональной деятельности, являясь полем манипуляций с навыками и умениями, имеет свой конкретный предмет деятельности.
Так, на актуальном отрезке «обучение навыку» предметом является собственно навык (в напряженных видах деятельности чаще всего двигательный) как результат усилий по воспроизведению определенной учебной программы.
На отрезке «совершенствование навыка» предметом становится уже уровень развития не только навыка, но и систем, обеспечивающих этот навык:энергетических, регулирующих, стабилизирующих, реализующих.
Актуальный отрезок «рекреация, восстановление» в качестве предмета деятельности имеет ту нервно-психическую энергию, восстановление которой обеспечивает последующее выполнение тренировочных упражнений.
На отрезке деятельности «актуализация потребности в достижении» предметом становится уровень готовности всех систем организма. Здесь он контролируется, поддерживается или повышается с применением всех доступных средств и методов.
На актуальном отрезке «реализация потребности в достижении», традиционно предметом деятельности является спортивный результат, но это не соответствует действительности. В ходе реализации спортсмен оперирует своими резервами и в зависимости от хода событий стремится еще до их окончания (т. е. до достижения конечного результата) достичь пределов своих резервов, используя различные способы, прежде всего психологической мо­билизации.
Большой интерес представляет актуальный отрезок «осознание результата реализации».
Например, актуального отрезка спортивной деятельности «послесоревнование» просто нет в теории физического воспитания и спорта. Но являясь периодом острого осознания результатов соревнований, их общественной значимости, личного вклада и своей роли, данный период зачастую имеет катастрофическое влияние на всю последующую спортивную жизнь спортсмена.
Неверная интерпретация результата или недооценка роли спортсмена вызывает крайне болезненные состояния реализующей себя личности.
На отрезке «осознание результата реализации» предметом деятельности является результат, достигнутый спортсменом чуть ранее — в ходе реализации.
Исследования показали, что в каждом актуальном отрезке деятельность наиболее эффективна при доминировании определенного профессионально-важного психического состояния (ПВС).
Это позволяет создать наиболее полный образ действий, в котором соединятся представления и об элементах движения, и о мыслительных операциях, и о психическом состоянии, в котором они совершаются наиболее эффективно.
Цель актуальных отрезков напряженной спортивной деятельности — это то, что должен получить спортсмен в итоге деятельности. Цели могут быть трех уровней: педагогические, психологические, социальные на каждом из шести актуальных отрезков.
Выделение этих уровней обусловлено тем, что в процессе деятельности конкретный ее субъект решает психологические, внутренние проблемы в связи с внешними, социальными факторами и требованиями через конкретные педагогические элементы и результаты деятельности.
Именно эти проблемы и становятся конкретными объектами психологического воздействия при психокоррекции, психотерапии, психической саморегуляции.

Формирование психических состояний в напряженной спортивной деятельности и их классификация

Осуществляя деятельность на каждом из актуальных отрезков, спортсмен в зависимости от степени адаптации к тренировочной нагрузке определенным образом реагирует, переживая те или иные состояния. В его мозговых структурах происходит фиксация: а) впечатлений от состояний; б) обозначающих эти состояния слов; в) формирующихся понятий о состояниях.
Появляющиеся функциональные образования интегрируются, объединяясь ассоциативными временными связями, закрепляя определенное значение за словом, обозначающим состояние.
Например:
СЛОВО: стресс;
ПОНЯТИЕ: состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизованности поведения и деятельности;
ЗНАЧЕНИЕ: «...когда я тревожусь за жизнь, здоровье, успех, благополучие»;
РЕАКЦИЯ: учащение ЧСС, гиперреакции, тревога.
В начальной стадии эти реакции практически не осознаваемы и не переживаемы профессионалом в силу их кратковременности, но могут наблюдаться со стороны и могут быть систематизированы.
К таким преобладающим кратковременным реакциям можно отнести реакции тормозного типа, возбудимого типа, аномального типа, появление которых будет обусловлено как ситуационными (психогенными), так и конституционными (генетическими) факторами формирования состояния. По мере закрепления характера реакций на определенную деятельность и их осознания спортсменом начинают проявляться доминантные психические состояния. В каждом актуальном отрезке деятельности наблюдается своя динамика доминантных состояний: от крайне положительных до крайне отрицательных.
Она происходит под влиянием тренировочной и соревновательной нагрузки. В обратном направлении изменение динамики состояний происходит под влиянием психолого-педагогического воздействия и восстановления.
Крайне положительные доминантные психические состояния называются профессионально-важными состояниями (ПВС),т. к. они обеспечивают максимальную успешность спортсмена при выполнении им задач актуальных отрезков напряженной спортивной деятельности.
Типичные доминирующие признаки этих состояний устанавливаются в первую очередь путем анализа мотивационных компонентов структуры состояния соответствующих актуальных отрезков и актов деятельности, уровня их осознанности, интенсивности переживания.
Содержание доминантного психического состояния позволяет тренеру, педагогу, психологу, работающему со спортсменом, осмысленно посмотреть на возможные причины возникновения данного состояния и на методы собственного воздействия, целенаправленно планировать тренировочные и психологические воздействия для изменения сознания спортсмена в необходимом направлении.
Таким образом, динамика психического состояния является одной из важнейших его характеристик. Именно она и обусловливает то обилие оттенков переживаний, влияющих на результаты деятельности, позволяет выделить целый ряд психических состояний, требующих классификации.
Классификация на основании системного подхода позволя­ет установить закономерность перехода одного состояния в другое, взаимодействие их в динамике в связи с генетическими факторами, в тесной связи с актуальными отрезками деятельности. Данный подход позволяет располагать конкретными сведениями об условиях, в которых протекает деятельность спортсмена, и прогнозировать ее успешность.
Психическое состояние, как и все психические явления, изменчиво и представляет собой некий континуум возбуждения в виде физиологической и психологической активизации от состояния глубокого сна до интенсивного возбуждения (стресса). И хотя при описании психических состояний мы используем конкретные термины и понятия (утомление, тренога, гнев и т. д.), достаточно выраженные, легко различаемые переходы одного состояния в другое обнаружить трудно.
Например, наиболее часто вся динамика состояний при занятиях спортом описывается терминами «возбуждение», «тревога», «психическое напряжение». И это не только разные понятия, но и разноуровневые проявления в динамике деятельности организма.
От легких степеней возбуждения и кратковременной тревоги через различные степени напряжения и стойкое состояние тревожности спортсмен может приблизится и войти в состояние стресса.
Существует два наиболее распространенных понимания сущности стресса. Стресс как процесс, ряд явлений, приводящий к различным психическим отклонениям (реакциям). Автор теории стресса Г. Селье назвал этот процесс «общий Адаптационный синдром», постоянно подчеркивая, что стресс — это не просто нервное напряжение».
Стресс (процесс стресса) — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. В динамике стресса выделяются три фазы:
- тревога, настораживание и первичное (часто избыточное) возбуждение в ответ на стрессор;
- резистентность (приспособление) — реакция адаптации организма к раздражителям (стрессорам);
- истощение — фаза рассогласования в деятельности систем, а затем «поломка» отдельных из них, способная привести к гибели организма.
Стресс как состояние является продуктом сознания спортсмена, его образа мыслей и оценки ситуации собственных возможностей, тренированности, обученности и готовности к регуляции своего поведения в экстремальных условиях спортивной деятельности. Это позволяет считать его психологическим стрессом (или стрессом ожидания), в отличие от реакций организма непосредственно в ходе нагрузки и сразу после ее окончания, которые могут быть обозначены как физиологический стресс (или стресс действия).
Психологический стресс (состояние стресса) – это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, развившееся под воздействием или реальной угрозы, или реально действующих экстремальных стресс-факторов напряженной спортивной деятельности.
Основным содержанием психологического стресса является тревога за успех, благополучие и жизнь.
Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или вымышленную, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, который возникает в ответ на конкретную опасность. Тревога может возникнуть не только в ответ на ожидание результата соревнования, возможно исхода конфликта с партнером, но и из-за соматических нарушений, недостатка витамина В, токсикоза и др. Оптимальный уровень тревоги повышает результаты напряженной спортивной деятельности согласно закону Йеркса-Додсона.
Основными признаками повышенной тревоги являются: холодные, влажные руки, постоянная потребность мочиться, обильное потоотделение, отрицательные самовнушения, ошеломленный взгляд, повышенное мышечное напряжение, рассеянность, навязчивые действия, плохое самочувствие, тошнота, головная боль, сухость во рту, нарушение сна.
Депрессия (подавление) – под влиянием спортивных неудач и различных неприятных событий возможно возникновение функционально депрессии в рамках нормально психического функционирования. Она характеризуется отрицательными эмоциями, падением мотивации, изменением представлений, пассивностью поведения, равнодушием к результатам соревнований.
Возникает необоснованное чувство вины, и беспомощности. Резко снижается самооценка.  Спортсмен быстро устает, не проявляет инициативы ни в подготовке, ни в реализации. Возникают реакции избегания.
Фрустрация (от лат. Frustration – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, при котором стимулированная потребность в успехе, борьбе, поощрении не нашла удовлетворения. При этом спортсмен переживает разочарование, раздражение, тревогу, отчаяния.
Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда,  например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые и труднопреодолимые препятствия, такие как наличие сильного соперника, поломка инвентаря, необъективное судейство, отсутствие социального признания и т.д. Высокий уровень фрустрации дезинтегрирует деятельность и приводит к замещающему поведению: отказу, агрессии на слабого, переносу интереса на другую деятельность, негативизму.
Агрессивность – это субъективная, ничем не спровоцированная враждебность человека по отношению к другим людям и окружающему миру. Проявляется в действиях с тенденциями к нападению, причинению непрятностей и вреда людям, животным, природе. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к человеку или иному социальному объекту.
Риги?дность (лат. rigidus жесткий, твердый) — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.
- когнитивная ригидность — неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине мира;
- мотивационная ригидность — неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей;
- аффективная ригидность — неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константности эмоциональной оценки тех или иных событий, а также, как и в случае с мотивационной ригидностью, в образовании сверхценных идей.
Экстаз – состояние крайней степени восторга, сопровождающееся большими энергозатратами. Иногда оно может привести к травмам из0за неосторожности и неумеренного восторга. Экстаз может быть отнесен к особым состояниям сознания, т.к. степень осознанности своих действий здесь минимальна.
Эмоциональная персеверация. Эмоциональная персеверация – сохранение эмоций после того, как вызвавшая их причина перестала действовать, а переживание продолжается без объективной потребности.
Депривация (англ. deprive – лишать), психическое голодание, психическая недостаточность, потеря чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей, и в первую очередь – потребность в среде.
Депривация возникает в депривационной ситуации, для которой характерно стимульное обеднение. Им может быть длительное пребывание в школах-интернатах, на длительных учебно-тренировочных сборах, в замкнутых командах, группах и пр., т.е. там, где происходит отрыв от привычной стимульной среды, семьи, школы, друзей, привычных форм увлечений и отдыха.
Выделяются четыре формы психической депривации по основным психическим потребностям:
- депривация сенсорная: уменьшение количества и качества сенсорных стимулов.
- депривация когнитивная: изменчивость, хаотичность, отсутствие упорядоченности и смысла внешнего мира.
- депривация эмоциональная: невозможность установления интимного эмоционального отношения к кому-либо или разрыв подобной, уже сложившейся эмоциональной связи.
- депривация социальная: ограничение возможности для усвоения автономной социальной роли.
Монотония (греч. mono – единый, tonos – ударение ) – психическое состояние, возникающее у профессионала в виде ответной реакции на однообразную и бедную впечатлениями деятельность. Оно характеризуется пониженной психической активностью, снижает общую реактивность и способность к переключению в ситуациях, не допускающих отвлечения на другие виды деятельности и возникающее задолго до наступления истинного утомления. Частое возникновение монотонии снижает мотивацию профессионала.
Пресыщение психическое – психическое состояние из ряда подобных утомлению (монотония), возникает в условиях однообразия профессиональной подготовки в ситуациях, не допускающих переключения на другие виды деятельности. Развитие состояния психического пресыщения проходит определенные фазы: от полной готовности к действию через утрату интереса до состояния отвращения к работе и аффективного взрыва, после которого наступает разрядка и спад возбуждения.
Атараксия – состояние невозмутимости и душевного покоя при полной адаптации к предъявляемой нагрузке. Данное состояние обычно длится довольно долго. Опасность длительного пребывания в данном состоянии заключается в появлении равнодушия и нежелания переходить к более жестким видам нагрузки, т.к. они вызывают физический и психологический дискомфорт.
Прострация (лат. prostratio – упорство) – полная физическая и нервно-психическая расслабленность после сильного переутомления или нервного потрясения, как правило, на этапе реализации в напряженной профессиональной деятельности.
Данное состояние возникает редко и, как правило, после нагрузок, где наблюдалось или выраженное переживание «болевого финишного синдрома», или возникал страх смерти.
Психомоторная персеверация – навязчивое желание продолжать  движения или невозможность сразу прекратить движение, не имеющее смысла.
Оптимальное боевое состояние (ОБС) – состояние, характеризующееся оптимальным уровнем активации мозга, вегетативной нервной системой и психомоторным контролем. Исходя из этой структуры, в ОБС принято выделять три специфических компонента:
- физический – совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме (сила, гибкость, легкость, расслабленность и т.д.). Эти ощущения специфичны для разных видов спорта (чувство воды, дорожки, экипировка и т.д.);
- эмоциональный – оптимальный для данной деятельности уровень эмоционального возбуждения и направленности эмоций и чувств;
- мыслительный – четкая программа действий в условиях конкретной ситуации напряженной спортивной деятельности, полная сосредоточенность на ее выполнении, максимализация усилий в ходе деятельности.
Слагаясь в единое целое, эти три компонента обеспечивают реализацию резервов организма спортсмена через переживание им полной уверенности в своих силах, ощущение прилива энергии, осознание полного контроля за своими действиями.
Психосоматический срыв – состояние дезинтеграции во взаимодействиях между психикой и соматическими функциями, нарушающее управление двигательным аппаратом и проявляющееся на пике психического и физического напряжения в спортивной деятельности. Наиболее частым пусковым механизмом является преждевременная мысль о достигнутой победе.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАВЕРХ

 
 
 
 
Сайт разработан Аношкиной Маргаритой
под руководством Шайдуровой О.В. и Даничева А.А.
 
 
Hosted by uCoz